Из Беседы с Пингвином
...или кое-что о композиторе В.И. Грунере
Биографическая справка
(Дана В.И. Грунеру в том, что он пока жив…)
Привет, пингвины. Мало вам меня знать и видеть - хотите, чтобы я ещё
и рассказал о себе. Могу, конечно. Но смотрите, не обижайтесь, сами
нарываетесь.
Этому уже немолодому дядьке - пятьдесят стукнуло! Много это или
мало - каждый решает для себя сам. Мне - мало, потому как "молодой
ыш-шо, кое-как женатый" - так однажды сказал мой отец. А на ком? На
Музе, наверное, или Музыке. Композиторам так положено.
Жизнь только начинается. Хотя за спиной всего хватает: и
рождения (18.09.1956г.), и учёбы во всех возможных и невозможных
учреждениях, особенно музыкальных, и жизни, и творчества, и любви. Вот
только последней траурной даты пока нет, назло врагам, но и это судьба
откорректирует в своё время. Тогда обо мне скажут - был. А пока я есмь…
С родителями, учителями, друзьями, партнёрами и партнёршами -
мне, как говорил Шариков, свезло. Везло, бывало, и с врагами, но реже…
Уж если кто возникал, то на всю жизнь. Ненависть, знаете ли, сближает
иной раз похлеще любви.
Детство, школьные годы, большая часть моей жизни, протекали в
Перми. Вне родного дома я был лишь во время учёбы в Гнесинке -
Российской Музыкальной Академии им. Гнесиных - как её называют сегодня.
Москва на это время (1979-84гг.) стала моим "вторым домом".
Здесь, после двух с половиной лет занятий композицией у Михаила
Козлова в Перми, я продолжал штурмовать "творческие высоты", оказавшись
студентом композиторского отделения упомянутого заведения.
Учителями моими стали: Александр Георгиевич Чугаев, ученик Д.
Шостаковича, крупный учёный в области полифонии, самобытнейший
композитор, мастер камерного письма и Алексей Алексеевич Муравлёв (http://muravlev.kulichkin.ru/),
ученик В. Шебалина и Ю. Шапорина, знаток симфонического оркестра, автор
музыки к известнейшим фильмам и песням, таким, как всенародно любимая
"Виновата ли я". В общем, мне повезло.
Год Обезьяны (1980) принёс победу на очень престижном
Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Вторично удача улыбнулась мне
пятью годами позднее, уже после окончания Гнесинки. Я вновь стал
лауреатом Всесоюзного конкурса композиторов, посвящённого 40-летию
Победы. На этом, пожалуй, закруглюсь, а то вам грустно станет от
"Поминальника" заслуг и воздаяния почестей Грунеру.
В качестве президента Пермского международного продюсерского
агентства и организатора Клуба Искусств "Третий берег" (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/) я тоже
представлен в городе и хочу, чтобы меня полюбили именно сейчас, пока я
жив и здравствую. Подозреваю, что вам не терпится задать в связи с этим
некоторые вопросы, поэтому я плавно перехожу к ответам.
Интервью
ГЛАВНЫЙ ПИНГВИН: Что скажешь по поводу своего кредо в отношении человека, как "гуманитарного актива"?
ГРУНЕР: Во, завернул. А проще нельзя? Я ведь не
философ, а простой "смертный". Если я начну тебя музыкальной заумью
мучить, так ведь "крышу снесёт"...
ГЛАВПИН: Ну, хорошо, попроще
сформулирую. Оценена ли сегодня большинством классическая музыка, и
насколько композитор востребован публикой?
ГРУ: Нам выпало смутное время. Народ у нас, как
и прежде, безмолвствует. Вот эту пассивность, непредприимчивость,
нежелание работать интеллектом и руками, поддерживает вся наша
политическая система. Такими людьми проще управлять, им проще
продавать, они невзыскательны. Не одно поколение приучали к "жвачке
повседневности". Здоровая, добротная пища существует теперь для
небольшого круга ценителей и гурманов. В сознании большинства смещены и
искажены ценности. И в музыкальной культуре, угадай с двух раз, куда
качнулся маятник? Уж не туда ли, где требуется помыслить и потрудиться
душою? Нет, туда, где пожрать подешевле и побольше. Одна обезьяна, или
кучка обезьян на сцене гримасничают, другие в зале жуют и радуются -
полное единение всех слоёв! Разбитое "зеркало троллей" породило
искажённое восприятие явлений всего жизненного уклада. Так искаженно и
воспринимается сейчас Девятая симфония Бетховена: "Обнимитесь миллионы,
слейтесь в радости одной!" Многие художники в обезьяны подались, жить
хорошо хотят! И обвинить их за это трудно. А отсюда и вытекают
востребованность и невостребованность композитора и вообще художника.
Если он не обезьяна - отношение "стада" к нему в лучшем случае
настороженное.
ГЛАВПИН: Так делать-то что?
ГРУ: Как что? Работать, свои активы
формировать, "маяки" ставить, которые светят не только тем, кто пока
этого хочет. Нас мало, но может стать больше. Я хочу работать и
создавать активы с теми, кто понимает, что происходит в мире. Кто не
страшится утверждать и созидать истинные ценности, поддерживая хоть
какой-то баланс между добром и злом. Хочу личного духовного движения, и
не хочу, чтобы мои дети плясали под дудку злого, невежественного
"дядьки".
Надеюсь, для этого вы, Пингвины, появились на свет. А я именно поэтому
создал "Третий берег" (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/). Сейчас как никогда нужны хранители традиций и
строители традиций будущего.
ГЛАВПИН: Ты, вообще, игрок по натуре?
ГРУ: Насчёт игрока не знаю, но человек азартный
точно. Бываю охотником за дичью. Можешь у Паши Печёнкина спросить... И
ещё кое у кого...
Проигрывать не люблю. Хотя, мудрецы говорят, проигрыша не бывает, любой
опыт полезен - не утешает. У меня нет времени для проигрыша. Хочу быть
обречённым на победу, на успех. Но и нельзя сказать, чтобы я был
нетерпелив. Чаще я присматриваюсь, реже стреляю. Стреляю, когда уже
абсолютно уверен. А вообще я человек риска. А к чему это ты клонишь?
ГЛАВПИН: Как к чему? К теме венчурных (рискованных) инвестиций. Раз уж мы с тобой таким образом учредились...
ГРУ: Я не боюсь рискнуть. Мне нечего терять, а
приобрести можно.
Во-первых, мы живём не ради работы. Ведь работа нужна для чего-то. А
если она не приносит радости, не расширяет нашего духовного потенциала,
лишает общения с интересными людьми, то зачем такая работа? Среди
"пингвинов" я надеюсь найти понимание, поддержку, помощь, ресурсы для
реализации идей. Возможно, это и есть спасение, благодать и могущество
по Гегелю.
Во-вторых, мне просто нравятся "пингвины" и "пингвинята" - люди,
которые уже кое-что смогли, и, в дальнейшем, надеюсь, ещё смогут что-то
сделать в своих областях деятельности. Я всегда за сотворчество, за
доверие и расширение горизонтов видения и возможностей.
В третьих, я и сам не обделён мозгами, энергией, идеями и
интеллектуальными ресурсами и готов поделиться этим с другими.
ГЛАВПИН: У тебя есть конкретные предложения?
ГРУ: Конечно, имеются. Я уже и раньше не только
проговаривал, но и воплощал некоторые замыслы. Все они связаны с
музыкой, как с неким объединяющим началом в искусстве. К примеру,
проект Элитного Творческого Клуба Искусств "Третий берег" (http://tretii-bereg.kulichkin.ru/) (можно "КИТ"
сокращённо). Он уже многократно апробирован. По-моему неплохо
получилось. Всем, кто был, понравилось. По каждому клубному мероприятию
прессы было полно. В непринуждённой обстановке возникают возможности: и
себя показать, и людей посмотреть, и новенькое что-то опробовать, и
оценку получить, и самому "прицениться", и отдохнуть под хорошую музыку
Цепляет это людей. Значит, кому-то это нужно... Считаю, что это очень
перспективный проект. Мероприятия могут быть выездными и приуроченными
к любому событию и теме. Кстати, на первых порах формирования вашего
имиджа этот проект как раз к месту, как дополнительный повод для
раскрутки в СМИ, и, что немаловажно, не требует больших вложений.
Другой проект - международный "Грунер-фестиваль". Пермь - Берлин.
Задуман как ежегодный. Свежий, современный, чисто пермский бренд.
Оказывается, фамилия моя на Западе весьма прославлена, а в России не
встречается вообще. Кроме ближайших моих родственников: мамы, папы,
сына и дочери. Есть всемирно знаменитый немецкий композитор Йоахим
Грунер, одна из центральных улиц в Берлине под названием Грунер-Яр,
крупнейшее издательство и производственный концерн "Грунер-Яр",
какой-то известный музыкант с моей фамилией и даже голливудский актёр
Грунер. Во как! Проект намечается осуществить в конце октября. На сцене
пермской оперы пройдёт симфоническая часть, в Органном зале камерная и
ещё несколько мероприятий в гимназии им. Дягипева. Почему бы и вам не
подключиться к этому фестивалю, и почему бы не стать еще одним
двигателем проекта?
ГЛАВПИН: Гм... Резонно. Что тут
сказать? Время ещё есть, хотя и немного... подумать... принять
решение... Опасно с тобой дело иметь, озадачил сразу. Ну, а какие
соображения по поводу названия кафедры у нашего композитора?
ГРУ: По кафедре... Дело ведь не в названии, а в
действии. Я не люблю слов, мне больше нравится делать. Невзирая на всю
материальность идей, без действия они обречены остаться только
мотивами, утешающими мечту.
ГЛАВПИН: Для работы кафедры, какие формы на твой взгляд больше подходят? Семинары, собрания, или что-то иное?
ГРУ: Скорей формы, позволяющие организовывать и
воплощать идеи и проекты - некий кафедральный управляющий
организационный центр. Это группа людей, объединённых одной идеей,
одним пониманием задач. Кстати, вот название кафедры "Кафедра
музыкального сопровождения проектов". Результат работы кафедры -
события: представления, концерты, фестивали, клубы и т.д. Лучше
сосредоточиться на одном статусном проекте и внутри него воплощать все
интересные задумки. Тогда возможна фиксация внимания более широкой
аудитории, а работа будет более целенаправленной. Само собой
разумеется, что такие проекты привлекательны и для участников, и для
публики. И с той, и с другой стороны могут находиться фигуры любого
уровня. Главное, чтобы в самом проекте, помимо его оригинальности, был
задан правильный тон, уровень, статус. Чтобы участие в таком проекте с
любой стороны было интересно, познавательно и престижно. А о самих
проектах я уже говорил.
ГЛАВПИН: В бухгалтерии, в денежных
делах есть разделение на "активы" и "пассивы". Для писателей и
художников это непривычно - видеть в человеке "активы". "Недооцененные
активы" - это то, что видит талантливый бизнесмен. То, чего не видят
другие. То, что станет приносить прибыль через какое-то время. Если
говорить о человеке, как тут быть?
ГРУ: На мой взгляд, главный недооценённый актив
- это наш народ. Ему постоянно недодавали, у него отнимали, его
"облапошивали". Зато дивиденды "лупили" по "полной". Небольшая кучка
привилегированных дельцов всегда оставалась и до сих пор остаётся на
плаву. Чего же было ожидать? Как аукнется, так и откликнется -
говорится в пословице. Народ отринул "буржуйские" ценности. А исконная,
богатейшая культура оказалась загнанной в никуда. Попробуй обнаружить
сегодня аутентичные традиции. По пальцам пересчитаешь тех, кто их
сохранил. Старики умерли, молодые уехали за "лучшей" долей, и кому
какое дело до родной культуры? Классика - удел "меньшинства". А
"большинство" вполне устраивает ящик с попсой. Чего в итоге добились?
Разрушения ценностной иерархии, социального беспредела, разгула
преступности. И вот еще что. С одной стороны людьми движет постоянный
страх снова оказаться в "дураках", доверия к государству у народа нет,
с другой - агрессивность, разнузданность и вседозволенность. Эти
ножницы могут в любой момент подрезать самые гордые и ретивые шеи. Не
пора ли вернуть ценности? Культуры хотя бы. Пока не поздно... Не нужно
сюсюкать с публикой и раздавать американскую жвачку вместо хорошей еды.
Надо дать людям возможность самим разобраться, что им нужно, а что нет.
Показать им ценности, которых они были лишены долгое время. Не надо
бояться непонимания. Поймут со временем, кому надо... А кому - решать
не нам. Наше дело начать возвращать долги. Возвращать людям самих себя
и заново возрождать традиции, традиции будущего... Ты меня снова хочешь
вернуть к началу нашего разговора? Спросить о гуманитарных инвестициях?
О рисках?
ГЛАВПИН: Конечно... Ещё бы! Как догадался?
ГРУ:
Да уж догадался - по глазам прочитал. Риски огромные, - отвечу я. Даже
не знаю, в каких деньгах и усилиях это исчисляется. Может даже ценой
целой жизни. Но пути другого у нас нет. На самом деле каждый из нас
каждодневно вкладывает свои активы, рискует. Только решаем мы эти
задачи поодиночке, как умеем. У кого-то это получается лучше, у кого-то
похуже. Очевидно, что, объединившись, мы сможем сделать больше. Если мы
хотим жить сами, и если хотим, чтобы наши дети жили в нормальной
цивилизованной стране. И если хоть немного у нас болит сердце за
державу…
Все права защищены © VALERYGRUNER.KULICHKIN.RU, 2009.