Из Беседы с Пингвином
...или кое-что о композиторе В.И. Грунере
Биографическая справка
(Дана В.И. Грунеру в том, что он пока жив…)
Привет, пингвины. Мало вам меня знать и видеть - хотите, чтобы я ещё и рассказал о себе. Могу, конечно. Но смотрите, не обижайтесь, сами нарываетесь.
Этому уже немолодому дядьке - пятьдесят стукнуло! Много это или мало - каждый решает для себя сам. Мне - мало, потому как "молодой ыш-шо, кое-как женатый" - так однажды сказал мой отец. А на ком? На Музе, наверное, или Музыке. Композиторам так положено.
Жизнь только начинается. Хотя за спиной всего хватает: и рождения (18.09.1956г.), и учёбы во всех возможных и невозможных учреждениях, особенно музыкальных, и жизни, и творчества, и любви. Вот только последней траурной даты пока нет, назло врагам, но и это судьба откорректирует в своё время. Тогда обо мне скажут - был. А пока я есмь…
С родителями, учителями, друзьями, партнёрами и партнёршами - мне, как говорил Шариков, свезло. Везло, бывало, и с врагами, но реже… Уж если кто возникал, то на всю жизнь. Ненависть, знаете ли, сближает иной раз похлеще любви.
Детство, школьные годы, большая часть моей жизни, протекали в Перми. Вне родного дома я был лишь во время учёбы в Гнесинке - Российской Музыкальной Академии им. Гнесиных - как её называют сегодня. Москва на это время (1979-84гг.) стала моим "вторым домом".
Здесь, после двух с половиной лет занятий композицией у Михаила Козлова в Перми, я продолжал штурмовать "творческие высоты", оказавшись студентом композиторского отделения упомянутого заведения.
Учителями моими стали: Александр Георгиевич Чугаев, ученик Д. Шостаковича, крупный учёный в области полифонии, самобытнейший композитор, мастер камерного письма и Алексей Алексеевич Муравлёв, ученик В. Шебалина и Ю. Шапорина, знаток симфонического оркестра, автор музыки к известнейшим фильмам и песням, таким, как всенародно любимая "Виновата ли я". В общем, мне повезло.
Год Обезьяны (1980) принёс победу на очень престижном Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Вторично удача улыбнулась мне пятью годами позднее, уже после окончания Гнесинки. Я вновь стал лауреатом Всесоюзного конкурса композиторов, посвящённого 40-летию Победы. На этом, пожалуй, закруглюсь, а то вам грустно станет от "Поминальника" заслуг и воздаяния почестей Грунеру.
В качестве президента Пермского международного продюсерского агентства и организатора Клуба Искусств "Третий берег" я тоже представлен в городе и хочу, чтобы меня полюбили именно сейчас, пока я жив и здравствую. Подозреваю, что вам не терпится задать в связи с этим некоторые вопросы, поэтому я плавно перехожу к ответам.
Интервью
ГЛАВНЫЙ ПИНГВИН: Что скажешь по поводу своего кредо в отношении человека, как "гуманитарного актива"?
ГРУНЕР: Во, завернул. А проще нельзя? Я ведь не философ, а простой "смертный". Если я начну тебя музыкальной заумью мучить, так ведь "крышу снесёт"...
ГЛАВПИН: Ну, хорошо, попроще сформулирую. Оценена ли сегодня большинством классическая музыка, и насколько композитор востребован публикой?
ГРУ: Нам выпало смутное время. Народ у нас, как и прежде, безмолвствует. Вот эту пассивность, непредприимчивость, нежелание работать интеллектом и руками, поддерживает вся наша политическая система. Такими людьми проще управлять, им проще продавать, они невзыскательны. Не одно поколение приучали к "жвачке повседневности". Здоровая, добротная пища существует теперь для небольшого круга ценителей и гурманов. В сознании большинства смещены и искажены ценности. И в музыкальной культуре, угадай с двух раз, куда качнулся маятник? Уж не туда ли, где требуется помыслить и потрудиться душою? Нет, туда, где пожрать подешевле и побольше. Одна обезьяна, или кучка обезьян на сцене гримасничают, другие в зале жуют и радуются - полное единение всех слоёв! Разбитое "зеркало троллей" породило искажённое восприятие явлений всего жизненного уклада. Так искаженно и воспринимается сейчас Девятая симфония Бетховена: "Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!" Многие художники в обезьяны подались, жить хорошо хотят! И обвинить их за это трудно. А отсюда и вытекают востребованность и невостребованность композитора и вообще художника. Если он не обезьяна - отношение "стада" к нему в лучшем случае настороженное.
ГЛАВПИН: Так делать-то что?
ГРУ: Как что? Работать, свои активы формировать, "маяки" ставить, которые светят не только тем, кто пока этого хочет. Нас мало, но может стать больше. Я хочу работать и создавать активы с теми, кто понимает, что происходит в мире. Кто не страшится утверждать и созидать истинные ценности, поддерживая хоть какой-то баланс между добром и злом. Хочу личного духовного движения, и не хочу, чтобы мои дети плясали под дудку злого, невежественного "дядьки". Надеюсь, для этого вы, Пингвины, появились на свет. А я именно поэтому создал "Третий берег". Сейчас как никогда нужны хранители традиций и строители традиций будущего.
ГЛАВПИН: Ты, вообще, игрок по натуре?
ГРУ: Насчёт игрока не знаю, но человек азартный точно. Бываю охотником за дичью. Можешь у Паши Печёнкина спросить... И ещё кое у кого... Проигрывать не люблю. Хотя, мудрецы говорят, проигрыша не бывает, любой опыт полезен - не утешает. У меня нет времени для проигрыша. Хочу быть обречённым на победу, на успех. Но и нельзя сказать, чтобы я был нетерпелив. Чаще я присматриваюсь, реже стреляю. Стреляю, когда уже абсолютно уверен. А вообще я человек риска. А к чему это ты клонишь?
ГЛАВПИН: Как к чему? К теме венчурных (рискованных) инвестиций. Раз уж мы с тобой таким образом учредились...
ГРУ: Я не боюсь рискнуть. Мне нечего терять, а приобрести можно. Во-первых, мы живём не ради работы. Ведь работа нужна для чего-то. А если она не приносит радости, не расширяет нашего духовного потенциала, лишает общения с интересными людьми, то зачем такая работа? Среди "пингвинов" я надеюсь найти понимание, поддержку, помощь, ресурсы для реализации идей. Возможно, это и есть спасение, благодать и могущество по Гегелю. Во-вторых, мне просто нравятся "пингвины" и "пингвинята" - люди, которые уже кое-что смогли, и, в дальнейшем, надеюсь, ещё смогут что-то сделать в своих областях деятельности. Я всегда за сотворчество, за доверие и расширение горизонтов видения и возможностей. В третьих, я и сам не обделён мозгами, энергией, идеями и интеллектуальными ресурсами и готов поделиться этим с другими.
ГЛАВПИН: У тебя есть конкретные предложения?
ГРУ: Конечно, имеются. Я уже и раньше не только проговаривал, но и воплощал некоторые замыслы. Все они связаны с музыкой, как с неким объединяющим началом в искусстве. К примеру, проект Элитного Творческого Клуба Искусств "Третий берег" (можно "КИТ" сокращённо). Он уже многократно апробирован. По-моему неплохо получилось. Всем, кто был, понравилось. По каждому клубному мероприятию прессы было полно. В непринуждённой обстановке возникают возможности: и себя показать, и людей посмотреть, и новенькое что-то опробовать, и оценку получить, и самому "прицениться", и отдохнуть под хорошую музыку Цепляет это людей. Значит, кому-то это нужно... Считаю, что это очень перспективный проект. Мероприятия могут быть выездными и приуроченными к любому событию и теме. Кстати, на первых порах формирования вашего имиджа этот проект как раз к месту, как дополнительный повод для раскрутки в СМИ, и, что немаловажно, не требует больших вложений. Другой проект - международный "Грунер-фестиваль". Пермь - Берлин. Задуман как ежегодный. Свежий, современный, чисто пермский бренд. Оказывается, фамилия моя на Западе весьма прославлена, а в России не встречается вообще. Кроме ближайших моих родственников: мамы, папы, сына и дочери. Есть всемирно знаменитый немецкий композитор Йоахим Грунер, одна из центральных улиц в Берлине под названием Грунер-Яр, крупнейшее издательство и производственный концерн "Грунер-Яр", какой-то известный музыкант с моей фамилией и даже голливудский актёр Грунер. Во как! Проект намечается осуществить в конце октября. На сцене пермской оперы пройдёт симфоническая часть, в Органном зале камерная и ещё несколько мероприятий в гимназии им. Дягипева. Почему бы и вам не подключиться к этому фестивалю, и почему бы не стать еще одним двигателем проекта?
ГЛАВПИН: Гм... Резонно. Что тут сказать? Время ещё есть, хотя и немного... подумать... принять решение... Опасно с тобой дело иметь, озадачил сразу. Ну, а какие соображения по поводу названия кафедры у нашего композитора?
ГРУ: По кафедре... Дело ведь не в названии, а в действии. Я не люблю слов, мне больше нравится делать. Невзирая на всю материальность идей, без действия они обречены остаться только мотивами, утешающими мечту.
ГЛАВПИН: Для работы кафедры, какие формы на твой взгляд больше подходят? Семинары, собрания, или что-то иное?
ГРУ: Скорей формы, позволяющие организовывать и воплощать идеи и проекты - некий кафедральный управляющий организационный центр. Это группа людей, объединённых одной идеей, одним пониманием задач. Кстати, вот название кафедры "Кафедра музыкального сопровождения проектов". Результат работы кафедры - события: представления, концерты, фестивали, клубы и т.д. Лучше сосредоточиться на одном статусном проекте и внутри него воплощать все интересные задумки. Тогда возможна фиксация внимания более широкой аудитории, а работа будет более целенаправленной. Само собой разумеется, что такие проекты привлекательны и для участников, и для публики. И с той, и с другой стороны могут находиться фигуры любого уровня. Главное, чтобы в самом проекте, помимо его оригинальности, был задан правильный тон, уровень, статус. Чтобы участие в таком проекте с любой стороны было интересно, познавательно и престижно. А о самих проектах я уже говорил.
ГЛАВПИН: В бухгалтерии, в денежных делах есть разделение на "активы" и "пассивы". Для писателей и художников это непривычно - видеть в человеке "активы". "Недооцененные активы" - это то, что видит талантливый бизнесмен. То, чего не видят другие. То, что станет приносить прибыль через какое-то время. Если говорить о человеке, как тут быть?
ГРУ: На мой взгляд, главный недооценённый актив - это наш народ. Ему постоянно недодавали, у него отнимали, его "облапошивали". Зато дивиденды "лупили" по "полной". Небольшая кучка привилегированных дельцов всегда оставалась и до сих пор остаётся на плаву. Чего же было ожидать? Как аукнется, так и откликнется - говорится в пословице. Народ отринул "буржуйские" ценности. А исконная, богатейшая культура оказалась загнанной в никуда. Попробуй обнаружить сегодня аутентичные традиции. По пальцам пересчитаешь тех, кто их сохранил. Старики умерли, молодые уехали за "лучшей" долей, и кому какое дело до родной культуры? Классика - удел "меньшинства". А "большинство" вполне устраивает ящик с попсой. Чего в итоге добились? Разрушения ценностной иерархии, социального беспредела, разгула преступности. И вот еще что. С одной стороны людьми движет постоянный страх снова оказаться в "дураках", доверия к государству у народа нет, с другой - агрессивность, разнузданность и вседозволенность. Эти ножницы могут в любой момент подрезать самые гордые и ретивые шеи. Не пора ли вернуть ценности? Культуры хотя бы. Пока не поздно... Не нужно сюсюкать с публикой и раздавать американскую жвачку вместо хорошей еды. Надо дать людям возможность самим разобраться, что им нужно, а что нет. Показать им ценности, которых они были лишены долгое время. Не надо бояться непонимания. Поймут со временем, кому надо... А кому - решать не нам. Наше дело начать возвращать долги. Возвращать людям самих себя и заново возрождать традиции, традиции будущего... Ты меня снова хочешь вернуть к началу нашего разговора? Спросить о гуманитарных инвестициях? О рисках?
ГЛАВПИН: Конечно... Ещё бы! Как догадался?